в ,

Развитие специальной выносливости лыжников-гонщиков и биатлонистов: Часть 1

Олимпиада в Сочи. Лыжи. ХХII Зимние олимпийские игры. 13 февраля 2014 года. Биатлон. Лыжно-биатлонный центр "Лаура". Индивидуальная гонка на 20 км у мужчин. Николай Лопухов Фото - Федор Успенский, "СЭ"
[Всего голосов: 1 Средний: 5/5]

It's good when such famous people share their work experience and information. I suggest to your вниманию взгляд на тренировочный процесс опытного тренера Николая Петровича Лопухова.

For your information: Николай Петрович Лопухов (род. 28 февраля 1945 года, Затонск) советский и российский тренер по лыжным гонкам и биатлону. Заслуженный тренер СССР.

In the 1990-ies he became the coach of the Russian women's national team in skiing, then worked with the men's team. Two years on contract worked with skiers in South Korea.

After returning to Russia for a while worked as a children's coach in the Youth Sports School of Odintsovo, then headed the men's and women's junior national teams of Russia, worked with the main staff of the women's team. From 2006 to 2008 year was the senior coach of the Russian men's cross-country skiing team in the sprint.

С 2011 по 2012 год работал тренером по функциональной подготовке мужской сборной России по биатлону, затем с 2012 по 2014 год — старшим тренером.

В 2014 году был членом экспертного совета Министерства спорта РФ по зимним видам спорта. Работал тренером в ГБУ «Спортивная школа олимпийского резерва № 43» и ГКУ «ЦСТиСК» Москомспорта.

В сезоне 2017/18 стал тренером мужской сборной Белоруссии по биатлону.

The highest results among his pupils were achieved:

  • Любовь Егорова — шестикратная олимпийская чемпионка (1992, 1994), трёхкратная чемпионка мира.
  • Лариса Лазутина (Птицына) — пятикратная олимпийская чемпионка (1992, 1994, 1998), одиннадцатикратная чемпионка мира.
  • Нина Гаврылюк — трёхкратная олимпийская чемпионка (1988, 1994, 1998), шестикратная чемпионка мира.
  • Наталья Фрей (Фурлетова) — двукратная чемпионка Универсиады 1985 года, серебряный призёр чемпионата мира 1996 года.
  • Максим Цветков — чемпион мира 2017 года, чемпион Европы 2014 года.

So he does not have experience with sportsmen of the highest class. Here are his views on the preparation.

Review and analysis of the development of special endurance, strength training and improving the technique of ski runs of skiers and racers and biathletes.

Perfection of the system of education of special endurance is of great importance for increasing the level of skill of athletes in many sports.

Special Stamina — способность спортсмена выполнять специфическую нагрузку в течении времени, обусловленного соревновательными дистанциями в лыжных гонках и биатлоне. Основным условием ее воспитания является объем выполняемой тренировочной нагрузки различной интенсивности. Иными словами, рост специальной выносливости зависит от оптимального соотношения между общим объемом нагрузки в основных средствах подготовки и объемом скоростной работы.

The intensity of the training load, manifested in the body's reaction to the work performed. Further, Nikolai Petrovich indicates specific pulse regimes. For those who do not have the opportunity to monitor the PANO HR in the laboratory and the level of lactate, I will try to translate these figures as a percentage of the maximum heart rate.

1 zone: Aerobic-regenerative: ЧСС — до 140 уд/мин. Лактат — до 2 ммоль (прим.автора: ЧСС 65-75% от максимального значения). Упражнения в этой зоне нагрузки применяются для активного отдыха, оздоровления, разучивания отдельных элементов техники лыжных ходов и техники стрельбы. Удельный вес в годичном цикле составляет 15-25% от общего объема.

2 zone: Aerobic Training: ЧСС — аэробный порог 150+5уд/мин. Лактат 2,5-3,5 ммоль (прим.автора: ЧСС 76-85% от максимального значения). Упражнения направлены на развитие общей (базовой) выносливости, на развитие аэробных (дыхательных) механизмов энергообеспечения. Продолжительность одноразовой работы от 3 и более часов. Удельный вес в годичном цикле составляет 40-50% от общего объема.

3-A zone: Mixed zone with aerobic orientation: ЧСС — анаэробный порог 170+ 5 уд/мин. Лактат 4-6 ммоль (прим.автора: ЧСС 86-92% от максимального значения). Упражнения направлены на развитие функциональных основ специальной выносливости. Продолжительность одноразовой работы 1-1.30час. Объем нагрузки данной интенсивности составляет 15-25% от общего объема циклической нагрузки.

3-B Area: Mixed zone with anaerobic orientation: ЧСС — анаэробный порог +10 ударов пульса 180+5 уд/мин. Лактат 6-8 ммоль (прим.автора: ЧСС 92-94% от максимального значения). Упражнения направлены на развитие специальной скоростной выносливости. Продолжительность одноразовой работы от 30 мин до 1 часа. Объем нагрузки данной интенсивности составляет 5-10% от общего объема циклической нагрузки.

4 zone: Anaerobically coaching: ЧСС более 180 уд/мин. Лактат свыше 8 ммоль (прим.автора: ЧСС более 94% от максимального значения). Упражнения направлены на развитие скоростных возможностей. Продолжительность одноразовой работы 20-30мин. Объем нагрузки данной интенсивности составляет до 5% от общего объема циклической нагрузки.

Special endurance from a pedagogical point of view is a multi-component concept, for the level of its development is interconnected with a number of factors. The main ones are:

  • General endurance;
  • High-speed capabilities;
  • Productivity of technical skill;
  • Preparedness of the musculoskeletal system and others.

The analysis of literary sources shows that in sports pedagogy there is no unity of opinion on the question of the optimal speed limits for the performance of training exercises in improving the athlete's special endurance. However, most authors emphasize only one feature, namely: an appropriate degree of increase in the average competitive speed. For the development of special endurance, uniform, variable, interval, repeated methods, their various combinations, and also the competitive method are used. It is clear that at different stages and in different periods of preparation the ratio of methods, their specific weight, varies depending on the direction of the training process. Но выбор методов всегда подчиняется решению оной из главных задач — достижению высокого уровня развития специальной выносливости.

In the process of long-term and year-round training of an athlete, depending on his individual characteristics of development and special preparedness, there can be both a narrowly directed use of methods and means of training, as well as their wide variability providing a multifaceted impact.

In the process of education of special endurance, it is necessary to achieve an increase in the ability of an athlete to cope with a high-intensity load in conditions of a change in the constancy of the internal environment of the organism (the phase of "hidden fatigue"). Thus, the methodology of education spets. the athlete's endurance must be directed to:

  • The development of abilities during the competitions to carry out intensive workloads, while extending the phase of "hidden fatigue", for which training is provided for training against the background of current fatigue;
  • Development of the ability to use the wide variation in the speeds of movement in the process of wrestling;
  • Constant increase in the level of development of the basic components of special endurance with their optimal combination;
  • Achievement of necessary economization in specific muscular work;
  • Preservation of a stable psychological state of a biathlete.

В последнее время все большее внимание привлекает точка зрения, согласно которой высокая работоспособность спортсмена определяется специфическими внутримышечными изменениями, значительным увеличением общей массы митохондрий ( внутриклеточные структуры, органеллы клетки, имеющие сложные внутренние строения, их основное назначение — образование молекул АТФ при окислении) в работающих мышцах и повышении способности мышц использовать поступающий с кровью кислород для синтеза АТФ.

A characteristic feature of the orientation of the process of education of special endurance in athletes of high qualification is to increase the effectiveness of the implementation of existing opportunities and their constant growth.

The annual macrocycle training is divided into certain stages and mesocycles. Below we dwell on the construction of mesocycles and microcycles on the development of special endurance in the preparatory period (June-July-August), from the experience of training high-class athletes Lazutina L., Egorova L., Reztsova A., Gavrilyuk N., Botvinova M., Prokurova A., as well as the experimental biathlon team of Moscow-Sochi 2014 (Lapshin T., Djuzhev. , Tsvetkov M., Chernyshov A., Kornev A., Slepov A., Abramova O.)

At the heart of the training system is a biologically based system of sports training (FOSST, author of the MD, Yu.P.Sergeev).

We describe below the mesocycle scheme:

At the end of the training camp, a test is conducted to determine zones of relative intensity on the skis, distance 5km .:

  • Workout 30 min. (movement on l / rollers, general and special gymnastics)
  • 1 circle with speed 2 of relative intensity zone ( лактат +- 2-3 ммоль обычное тренировочное передвижение) на финише фиксируется: — время прохождения круга, — три пульса за 10 сек., а именно финиш 0-10 сек.; 30-40сек.; 60-70 сек. -лактат (через минуту — полторы после финиша) — Между рабочими кругами 10 минут восстановительное передвижение
  • 2 circle with speed 3A of a zone of relative intensity (лактат 4-6 ммоль смешанная зона с аэробной направленностью) Повторение всех процедур. — 10 минут восстановительное передвижение
  • 3 circle at 3 speed in a zone of relative intensity ( лактат 6-8 ммоль смешанная зона с анаэробной направленностью) Повторение всех процедур — 10 минут восстановительное передвижение
  • 4 circle- Control training (maximum implementation) Repetition of all procedures
  • Hang-up 30 min.

A day later, a recovery and adjustment direction, проводится «переводная» тренировка (непрерывная специфическая нагрузка — лыжероллеры (бег имитация) предельной длительности до «отказа» на уровне анаэробного порога, ориентировочно со скоростью 90% от индивидуальной максимальной скорости, показанной на контрольной тренировке, лактат 3,5-4,5 ммоль). Контроль: фиксация времени прохождения кругов, пульс, лактат по ходу тренировки. Задача этой тренировки перевести организм на новый адаптационный виток, т.е. вызываемая физическая нагрузка истощает энергетические ресурсы организма ( нарушение гомеостаза) выступает в качестве причинного условия для избыточного (сверх) восстановления и перевода организма на новый, более высокий уровень специальной работоспособности (Н.Н.Яковлев 1971; С.П. Летунов 1966; А.А. Виру 1980; А.Р. Воробьев 1977) (make the body work through "I can not", squeeze myself like a lemon).

После «переводной» тренировки герои России Л.Лазутина, Л.Егорова и другие отмечали — «чувствуем себя героями».

Example by volume:

  • Old skis: 40km (tubular skisroller).
  • Running with a jump simulation: 30-40km (a large load on the musculoskeletal system).
  • Modern scooters: +/- 70km.

В подготовке биатлонистов в тестовой тренировке после каждого режима на финише проводили стрельбу лежа и стоя. «Переводную “ тренировку проводили сериями со стрельбой.

In the home preparation period, when the athletes travel to their homes after the training session, during the 6-8 days, training is conducted in the first and second intensity zones, the RPF and the SFP of a recovery-supportive nature. Developing cyclic training is FORBIDDEN !!!

After the recovery microcycle, the basic training is carried out at the training camp.

The construction of microcycles is based on the parallel development of special endurance, i.e. Beginning in June, athletes conduct developmental training in specific exercises in the third and fourth zones of relative intensity (usually the second and fifth days in a seven-day microcycle) on the remaining days are held: aerobic training, improving the technique of skiing, the development of OPP and SFP.

Источник информации: Н.П.Лопухов, заслуженный тренер СССР и России (2015).

To be continued.

This material was prepared with the help of our external editor. Add post

Authors Sergey Ivanov

Desperate situations do not exist. There are people who do not want to find a way out.

Add a comment

Как долго мы набираем и теряем спортивную форму?

Development of special endurance of skiers-racers and biathlonists part of 2

Развитие специальной выносливости лыжников-гонщиков и биатлонистов: Часть 2